arrowcaster: (Перевёрнутая пентаграмма)
[personal profile] arrowcaster
Как оценили богословы президентский законопроект о запрещении причислять священные книги к экстремистской литературе

Сегодня депутаты ГД должны в первом чтении рассмотреть президентский законопроект об исключении священных текстов четырех традиционных религий России - Библии, Корана, Танаха и Ганджура - из сферы действия закона об экстремистской деятельности. Профильные комитеты рекомендовали его к принятию, однако религиозные деятели надеются, что этим корректировка экстремистского законодательства не завершится. И в дальнейшем из-под его действия будут выведены другие авторитетные религиозные тексты.

Своим законопроектом глава государства предлагает прописать в законе о противодействии экстремизму, что священные книги четырех традиционных религий России - христианства, ислама, иудаизма и буддизма, - соответственно Библия, Коран, Танах и Ганджур не могут быть признаны экстремистскими материалами. И, похоже, депутаты медлить с принятием этих поправок не намерены. Об этом говорит оперативность работы с документом. Только 14 октября он был внесен президентом, уже 16-го рассмотрен членами назначенного ответственным за зеаконопроект комитета по безопасности и противодействию коррупции, которые предложил назначить первое чтение на 23-е число.

"У нас всегда подчеркнуто уважительное отношение к инициативам президента,- объясняет активность коллег зампред комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн (Единая Россия). - Они всегда рассматриваются в первоочередном порядке. И это правильно. У нас большое количество субъектов законодательной инициативы, начиная с региональных парламентов и заканчивая депутатами Думы и членами Совета Федерации. А когда вносит президент, понятно, что это совсем чрезвычайная мера".

В сентябре вспыхнул скандал вокруг решения Южно-Сахалинского суда признать экстремистской литературой книгу "Мольба к Богу: ее значение и место в исламе". Причем судья Наталья Перченко и прокурор Татьяна Билобровец сочли противозаконными, разжигающими межрелигиозную рознь цитаты из Корана, из сур "Аль-Фатиха" и "Аль-Джинн".

Этот вердикт вызвал возмущение как представителей мусульманской общины, так и приверженцев других религиозных течений. Глава Чечни Рамзан Кадыров потребовал строгого наказания Перченко и Билобровец, обвинив их в попытке "взорвать ситуацию" в стране. "Те, кто вынес данное решение, - это национальные предатели и шайтаны", - написал он на своей странице в Instagram. И подал апелляцию на решение сахалинской Фемиды.

Солидарность с чеченским лидером проявил известный общественный и религиозный деятель православный диакон Андрей Кураев, назвавший решение Южно-Сахалинского суда чудовищным, а вынесших вердикт судей "дураками" и "провокаторами".

На этом фоне снова разгорелась дискуссия о рамках применения антиэкстремистского законодательства в религиозной сфере. В частности, о том, насколько правомерно проводить соответствующие экспертизы в отношении религиозных текстов, которые рассматриваются верующими в качестве прямых манифестаций божественной воли. Так, глава комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин предложил вывести из-под действия закона канонические тексты традиционных религий. А руководитель синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин - тексты старше двухсот лет. Поэтому узкие, предельно четкие рамки президентского законопроекта общественники и священнослужители склонны рассматривать лишь как первый шаг в деле наделения религиозной литературы иммунитетом от светского права.

"Как показывает дискуссия, многие религиозные общины ставят вопрос, чтобы круг текстов был расширен. В православии важно не только священное писание, но и священное предание, - указывает Всеволод Чаплин. - То есть каноны, решения соборов, творения святых и богослужебные тексты. Думаю, дискуссию по всем этим древним памятникам нужно продолжать".

"Не надо ограничивать только священными писаниями, не только Кораном или Библией, - вторит представителю РПЦ первый зампред совета муфтиев России Рушан Аббясов. - Для нас, для мусульман важен и второй источник ислама - сунна, изречения пророка Мухаммеда". Он выразил надежду, что президентская поправка - первый этап в корректировке закона по противодействию экстремизму.

"Это первый шаг, посмотрим, как это все будет работать на практике. Идеальных законов нет, они всегда корректируются". По мнению исламского богослова, вывести из-под экстремистского законодательства стоит "все богословские труды, которые имеют многовековую историю, и, может быть, современные богословские труды, которые более понятно объясняют положения религии, вероучения, догматы". Рушан Аббясов считает, что профилактику экстремизма в религиозной сфере нужно доверить самим общинам верующих.

"Религиозная литература не должна подпадать под статью об экстремизме. Поверьте, если что-то противоречит духу ислама, вносит смуту, может, даже переводы священного Корана, его неправильные трактовки, мусульманская община сама будет противодействовать распространению таких изданий. Мы сами в этом заинтересованы", - подчеркнул улем.

По его мнению, судебная власть не обладает достаточной компетенцией, чтобы решать вопрос о запрещении богословских трудов. "Последние десять лет мы наблюдали фестивали районных судов по запрету религиозной литературы. В основном, принимали решение некомпетентные люди, не основываясь на мнении богословов, религиоведов, которые могли бы дать заключение по тому или иному религиозному труду. Нельзя налево-направо запрещать литературу, которая имеет многовековую историю".

Аббясов напомнил о принятом в 2012 году решении оренбургского районного суда запретить большое количество мусульманских книг, среди которых были сборники молитв и изречений авторитетных имамов. В этом году оно было отменено вышестоящей инстанцией.

"За 18 минут 68 книг признали экстремистской литературой! Наши юристы, адвокаты три года работали над тем, чтобы вывести из списка основную часть книг, более 50 книг по одному решению, - рассказал собеседник Ленты.ру. - Прежде чем такие решения принимать, нужно брать более широкую экспертизу".

Со священнослужителями согласен председатель профильной комиссии ОПРФ Иосиф Дискин. Он обращает внимание не только на жесткую ограниченность законопроекта, но и на отсутствие в нем процедуры рассмотрения религиозных текстов.

"Из-под экспертизы необходимо вывести не только тексты, о которых говорит президент, но и все тексты, которые соответствующие традиционные религии России рассматривают в качестве канонических. Когда вопрос возникает, необходимо, чтобы судья направлял запрос в соответствующую комиссию при Минюсте, а та, если у нее есть сомнения, является этот текст каноническим или нет, направляла его священноначалию, которое разъясняет: это текст признан каноническим - тогда руки прочь, никакой экспертизы. Текст неканонический - тогда надо разбираться, экстремистский он или нет".

Общественник указывает, что даже в президентском законопроекте возможны разночтения, несмотря на строгость формулировки, поскольку прописанные в нем священные тексты существуют в разных редакциях.
"Ряд переводов Корана можно считать каноническими или нет?", - задается он вопросом, добавив, что комиссия Общественной палаты подготовит поправки ко второму чтению. - Президент принял срочное решение, оно горело в связи с этим сахалинским делом, но нужен не просто перечень текстов, но и процедуры. Это существенное дело, в тонкости которого не стоит лезть светской власти. Оставим богу богово".

Иначе смотрят на ситуацию депутаты Госдумы. "Закон настолько конкретный и касающийся только одной сферы деятельности, что я не думаю, что какое-то поправки ко второму чтению возникнут, - говорит Александр Хинштейн. Он считает, что в расширении рамок президентского законопроекта будут заинтересованы, прежде всего, конфессии, не признанные в России традиционными, чтобы и на их божественные книги распространялась эта норма.

"Я получил обращение от некого центра Фалунь Дафа. (В России Фалунь Дафа рассматривается как новое религиозное движение, ряд его книг внесен в список экстремистских материалов. В Китае Фалунь Дафа признана деструктивной сектой и запрещена). Они просят дополнить законопроект после перечисления священных книг традиционных религий фразой "и другие тексты духовного содержания". Очевидно, что эта поправка чрезвычайно расширяет применение закона", - отмечает парламентарий, указывая, что таким образом, в частности, могут быть реабилитированы ваххабистские тексты, запрещенные в России.

"Они тоже религиозного содержания, но к традиционному Корану отношения не имеют. Поэтому есть четыре традиционные конфессии, у них есть основная книга. Конечно, есть и другие писания, признаваемые священными, труды святых, например. В религиях есть различные течения, отклонения - все это в законе мы просто не сможем прописать", - подчеркивает Хинштейн.

Так же считает и единоросс Михаил Маркелов, первый зампред комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций. "Закон носит превентивный характер, чтобы не допускать нелепостей в судопроизводстве. Богословы стали детализировать закон, у них возник вопрос, что вообще считать священными писанием. Но мы говорим о концептуальном законе, в котором президент четко обозначил рамки. А остальное все от лукавого. Дьявол кроется в деталях. Эта дискуссия, что чем считать, длится веками, и теологи ни к чему не придут никогда. И мы никогда закон не примем. Мы прекрасно понимаем, о чем идет речь. И это самый настоящий, правильный подход".

Он обращает особое внимание, что неподсудность священных текстов не означает неподсудность людей, которые захотят воспользоваться их подчас довольно резкими для современного общества формулировками, например, встречающимися в Коране призывами к войне против немусульман или указанием Ветхого завета воздавать "око за око".

"Если какие-то люди будут призывать к войне под именем Аллаха - это совершенно иная история. Даже если они ссылаются на священные писания, под уголовную ответственность попадают их деяния - призыв идти войной против кого бы то ни было. Закон только о том, какие книги нельзя считать экстремистскими, а не какие действия" - разъясняет депутат. По его словам, законопроект может быть принят уже в ноябре: "Я убежден, что закон пройдет первое чтение. Представители всех фракций его поддержали. И второе чтение будет уже на следующей сессии, после региональной недели. Думаю, в ноябре уже он будет принят".

Первый вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин считает формулировку президентского законопроекта вполне обоснованной.

"Закон важный, потому что возникают конфликтные ситуации. С одной стороны, у нас очень слабый уровень экспертизы, и тексты - цитаты из Библии или Корана вполне могут быть признаны экстремистскими. Случай на Сахалине уже был, и если это не остановить, это может быть достаточно часто. Были и другие случаи, с хадисами - записями изречений пророка Мухаммеда. Возникает напряженность, верующие считают себя оскорбленными такими решения, действительно странными и глупыми. Так что законопроект вполне адекватен", - рассуждает политолог.

В дальнейшем, полагает он, рамки закона могут быть расширены, но призывает подходить к этому вопросу с осторожностью. "Есть вопрос, который выдвигают религиозные деятели, что было бы неплохо расширить список книг, которые находятся под его защитой. Думаю, это возможно, но подходить нужно очень осторожно. Потому что есть, например, предложение исключить из экспертизы книги, со времени издания которых прошло двести лет. Однако многим текстам, которые, например, используют радикальные исламисты, далеко за двести лет. К примеру, труды ибн Ваххаба, основателя ваххабизма, который жил в XVIII веке". (Труды Мухаммада ибн Абд аль- Ваххаба признаны экстремистскими и запрещены в России).

Profile

arrowcaster: (Default)
arrowcaster

November 2015

S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 29th, 2017 11:51 am
Powered by Dreamwidth Studios